Программа и задание для студентов заочного обучения по дисциплине

"Концепции современного естествознания"

(Составитель - доцент кафедры физиологии сельскохозяйственных животных и экологии Якутской государственной сельскохозяйственной академии
Ларионов А.Г.)

Введение
1. Общая информация о программе по дисциплине “Концепции современного естествознания.

1.1. Пояснительная записка

Настоящая программа составлена с целью реализации курса “Концепции современного естествознания”, который введен как обязательный в цикле общеобразовательных дисциплин для гуманитарных специальностей. Программа разработана в соответствии с “Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования” на основе программы по одноименной дисциплине авторов: Суханова А.Д., профессора МГУ; Буданова В.Г., ведущего научного сотрудника Российского науч-ного центра физического образования; Мелихова О.П., старшего научного сотрудника МГУ, а также программы подготовленной Жикиным Ю.И. - профессором, зав. кафедрой экологии Воронежского ГАУ (предназначена для высших сельскохозяйственных учебных заведений).

1.2. Информация о предмете и требования к подготовке по курсу “Концепции современного есте-ствознания”.
Данная дисциплина является продуктом междисциплинарного синтеза курсов физики, химии, био-логии на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к естествознанию.

Цели и задачи курса определяются требованиями ГОСТа. Общий перечень вопросов курса “Концепции современного естествознания” согласно ГОСТа включает следующее: “естествеенонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествозна-ния; тенденции развития; корпускулярная и контенуальная концепции описания природы; порядок и бес-порядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро - макро и мега миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодейст-вие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принцип суперпозиции; непределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе, законы сохранения энергии в макро-скопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы; энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устройства биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре”.

Содержание дисциплины “Концепции современного естествознания”

1. Понятие естествознания. Научный метод.
1.1. Понятие естествознания, его содержание. Предмет, задачи и методы науки. Место науки в ду-ховной культуре человечества. Естествознание как составная часть культуры.
1.2Научный метод - возникновение, возможности, ограничения. Классификация методов научного познания: описательный, экспериментальный, моделирование и др. Гуманитарные и естественные науки. Научная этика. Наука и техника. Взаимоотношения науки и общества.
2. История развития естествознания.
2.1.Преднаука. Зарождение знаний в древнем мире. Познания об окружающем мире и достижения древнейших цивилизаций. Египет. Шумерское царство. Древняя Индия и Китай.
Античная наука. Этапы развития древнегреческой натурфилософии. Древнеримский период разви-тия натурфилософии.
Наука средневековья. Формирование университетов. Книгопечатание. Достижения алхимии. Великие географические открытия.
2.2. Классический период развития естествознания. Естествознание 17-18 века. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника. Галилей, Джордано Бруно, Кеплер, Декарт, Ньютон. Прогресс в биологии и медицине (Везалий, Гарвей, Гук, Линней).
Развитие естествознания в 19 веке. Термодинамика (изобретение паровой машины) и электроди-намика. Теория электромагнитного поля. Атомно-молекулярное учение. Периодический закон. Органи-ческая химия. Кинетика химических реакций. Эволюционная идея в биологии. Микробиология, физиоло-гия, психология. Радиоактивность. Открытие электрона.
2.3. Неоклассический период развития науки. Естествознание первой половины 20 века. Формиро-вание квантовой механики, физики элементарных частиц. Специальная и общая теория относительности. Принципы симметрии, законы сохранения, принцип соответствия, дополнительности. Создание ядерного оружия. Начало космической эры. Электронника и радиотехника. Лазеры.
Зарождение современной генетики, витамины, сулфаниламидные препараты, антибиотики. Фотосинтез. Молекулярная биология .
2.4. Постнеоклассический период развития естествознание. Наука и техника конца 20 века. Теория большого взрыва. Эволюция метагалактики. Развитие высоких технологий. Орбитальные станции, многоразовые космические аппараты, полеты космических аппаратов к планетам солнечной системы. Боль-шие интегральные схемы, персональные компьютеры, интернет. Пересадка органов, генная инженерия, биотехнология, клонирование млекопитающих.
3. Научная картина мира.
3.1. Понятие картина мира и мировоззрение. Представление об обыденной и религиозной картине мира. Научная картина мира, ее особенности. Этапы развития научной картины мира.
3.2. Пространство и время в современной научной картине мира. Развитие взглядов на пространство и время. Пространство и время в свете теории относительности А.Энштейна. Свойства пространства и времени.
3.3. Материя и структурные уровни ее организации. Определение и свойства материи. Структурные уровни организации материи.
- Микромир. Элементарные частицы. Свойства элементарных частиц. Вещество и поле. Типы полей. Кварки. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
- Атом. Развитие представлений о строении атом. Квантовая модель строения атома.
- Молекула. Типы химической связи. Реакционная способность веществ. Агрегатное состояние вещества.
- Мегамир. Вещество во Вселенной. Метагалактика. Эволюция метагалактики (теория большого взрыва). Галактики и звезды. Планеты. Солнечная система. Планета Земля.
3.4. Синергетика. Основные принципы синергетики. Аттрактор. Бифуркация. Флуктуация. Хаос. Самоорганизация в живой и неживой природе. Основные идеи синергетики и ее гуманитарные приложения. Принцип глобального эволюционизма. Основные контуры современной научной картины мира.
4. Биологический уровень организации материи.
4.1. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные признаки живых организмов. Уровни организации жизни. Жизнь во Вселенной.
4.2. Химия жизни (биополимеры). Клеточный уровень организации живых систем. Общее представление об обмене веществ. Фотосинтез и дыхание. Преобразование энергии в живых системах.
4.3. Принципы воспроизводства и развития живых систем. Проблемы онтогенеза. Жизненные циклы. Закономерности наследственности и изменчивости. Достижения современной генетики. Селекция. Биотехнология.
4.4. Эволюционная теория. Доказательства эволюции органического мира и история его развития. Разнообразие живых организмов и принципы биологической систематики. Краткая характеристика основных царств живых организмов. Проблемы сохранения вымирающих видов.
4.5. Основные понятия экологии. Экологические системы. Принципы охраны природы и рациональное природопользование.
5. Человек: организм и личность.
5.1. Происхождение человека. Основные этапы антропогенеза.
5.2. Особенности физиологии основных систем органов человеческого организма. Эндокринная система. Мозг и высшая нервная деятельность.
5.3. Биосоциальные основы поведения человека. Биоэтика и социобиология. Биологически обоснованные потребности и естественные права человека.
5.4. Эмоции. Стресс. Творчество.
5.5. Здоровье и работоспособность. Биологический возраст. Старение и смерть.
6. Биосфера и ноосфера.
6.1. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Структура, границы и компоненты биосферы. Ноосфера. Взаимосвязь космоса и живой природы.
6.2. Биосфера и цивилизация. Глобальные проблемы человечества на рубеже 21 век.


Задание для выполнения контрольной работы

Контрольная работа выполняется в межсессионный период и является неотъемлемой частью заочного обучения. Студенты не сдавшие контрольные работы не допускаются к зачетам и экзаменам. К выполнению контрольной работы приступают после изучения курса “Концепции современного естествознания” в объеме приведенных ниже вопросов.
Требования к выполнению контрольной работы. 1. Работа должна быть написана четким почерком без помарок, грамотно (объем 25-30 страниц). 2. На первой странице необходимо представить план из-ложения (вопросы с указанием страниц контрольной работы где дан ответ). 3. В тетради необходимо оставлять поля. Страницы должны быть пронумерованы. 4. На последней странице следует привести список использованной литературы, указать дату окончания работы и поставить подпись. Контрольная работа выполненная без соблюдения указанных требований не зачитывается.
Для выполнения контрольной работы необходимо письменно ответить на 15 из приведенных ниже вопросов. В том числе: 5 вопросов из радела введения, 5 - из раздела концепции современной физики, химии, астрономии и 5 - из раздела биологический уровень организации материи. Вопросы выбрать самостоятельно.

Введение
1. Значение науки и ее место в духовной культуре человечества. Гуманитарные и естественные науки.
2. Научный метод. Уровни научного познания. Научная этика.
3. Наука и техника. Взаимоотношения науки и общества.
4. Развитие естествознания древнейшие времена(каменный век, древний Египет,
Шумерское царство, древняя Индия и Китай).
5. Развитие естествознания в античный период и средние века,
6. Эпоха Возрождения и классический период развития естествознания.
7. Неоклассический и постнеоклассический период развития естествознания (успехи естественных наук в 20 веке).

Концепции современной физики, химии, астрономии.
8. Способы видеть мир (обыденная, религиозная, научная картины мира).
Пространство и время в современной научной картине мира
(с точки зрения теории относительности).
9. Определение и свойства материи. Структурные уровни ее организации.
10. Микромир (элементарные частицы и атомы). Понятие поле.
11. Атом. Квантовая модель строения атома.
12. Атомно-молекулярное учение. Химическая связь.
13. Метагалактика. Звезды и галактики.
14. Солнечная система и планета Земля.
15. Синергетика - теория самоорганизации открытых систем.
16. Глобальный эволюционизм. Контуры современной научной картины мира.
Биологический уровень организации материи
17. Общие свойства живых организмов. Уровни организации жизни.
18. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
19. Биологическая эволюция. Эволюционная теория Ч. Дарвина.
20. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы.
21. Происхождение человека.
22. Размножение организмов и законы генетики.
23. Физиология человека (краткая характеристика, значение и
функционирование основных систем органов).
24. Биоэтика. Социобиология.
25. Эмоции и творчество.
26. Здоровье и работоспособность.
27. Онтогенез. Старение и смерть.
28. Биосфера и ноосфера (учение Вернадского).
29. Экологические системы. Биосфера и научно-технический прогресс.
30. Глобальные проблемы современности.




Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература:
1. Жикин Ю.И. Концепции современного естествознания. Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений. М.: Изд-во МСХА, 1995. -8с.
2. Кондратьев М.Н. Концепции современного естествознания. Курс лекций 1 и 2 части. М.: Из-во МСХА. – 226 с., - 342 с.
3. Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. (Коллектив аторов под руково
дством проф. С.И. Самыгина). Ростов н/Д: “Феникс”, 1997. - 448 с.
4. Концепции современного естествознания. Учебник / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др.; Под. ред. роф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 271 с.
5. Суханов А.Д., Буданов В.Г., Мелехова О.П. Примерная программа дисциплины “Концепции современного естествознания”. М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 1996, - 9 с.

Можно использовать любые вузовские учебники по предмету «Концепции современного есте-ствознания» для гуманитарных специальностей.

Дополнительная литература:
1. Флота Я.,Новы Л. История естествознания в датах.Пер. со слов.
М.:”Прогресс”, 1987.
2. Философские проблемы естествознания. Учебное пособие для вузов. М.: “Высшая школа”, 1985.
3. Левитан Е.П. Эволюционирующая вселенная. М., 1983.
4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ред.
В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону: “Феникс”. 1996.
5. Мир вокруг нас. Составитель Дубровский Е.В. М.: 1983.
6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: “Наука”, 1989.
7. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М.: “Наука”. 1987.
8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: “Мир”. 1986.
9. Биология. Ред. В.Н. Ярыгина. М.: “Медицина”. 1985.
10.Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М.: “Мир”. 1986.
11.Хаиен Г. Синергетика. М., “Мир”, 1980.
12.Гинсбург В.Л. О физике и астрофизике. М., 1974.
13. Бронштейн В.А. Гипотезы о звездах и Вселенной. М. 1974.
14. Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной.
М., 1984.
15. Медников Б.Н. Аксиомы биологии. М., 1986.
16. Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.
17. Фридман А.А. Мир как пространство и время. М., 1965.
18. Энштейн А. Физика и реальность. М., 1965.
20. Гарднер М. Теория относительности для миллионов. М., 1967
21. Кухлинг Х. Справочник по физике. М., 1985.
22. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М., 1989.
23. Кузнецов В.И. Идлис Г.М. Гутина В.Н. Естествознание. М. 1996.

Конструктор сайтовuCoz